МЕНЮ
Карта сайта
RU
EN

29 июня — День рационализатора и изобретателя

29.06.2019 / ШАДР-Инфо

Практика показывает, что рационализаторская деятельность на ШААЗе жива — в головах многих работников зреет большое количество полезных идей.

Инновационные предложения играют большую роль в деятельности предприятия, ведь даже самое небольшое положительное изменение может привести к увеличению прибыли. На Шадринском автоагрегатном заводе инноваторов поощряют денежными премиями. В первой половине 2019 года на заводе подано двадцать четыре рацпредложения, в прошедшем 2018-м — около семидесяти.

На борьбу с гратом
В прошлом году начальник прессовых участков прессового производства Егор Антропов предложил изготовлять небольшую металлическую вставку для алюминиевых радиаторов по альтернативной технологии.

рац.jpg

- Поначалу эти небольшие «спички» изготовлялись на лазерном станке, их в буквальном смысле отрезали лазерным лучом от алюминиевых заготовок, - вспоминает Егор Сергеевич. - Всё бы хорошо, но существовали две проблемы. Первая — низкое качество поверхности полученной вставки. По её краям образовывался грат, представляющий собой заусенцы по всей длине детали. От них можно было избавиться при помощи обычного напильника, но использовать ручной труд невозможно — вставки изготовлялись в огромном количестве.

Вторая проблема — нерациональное использование лазерных станков. Они, во-первых, и так сильно загружены; во-вторых, требуется много времени чтобы «нарезать» небольшие детали при помощи лазера.

Тогда Егор Антропов предложил изготовлять алюминиевые вставки при помощи обычного пресса. В подразделении нашёлся похожий штамп, который нужно было только немного доработать. В производстве теплообменников «Ноколок», для которого предназначались вставки, их качество одобрили. В результате детали успешно рубились на прессе до тех пор, пока не ушли с производства.

Мусорные брикеты
Коллега Егора Антропова по цеху резчик металла Павел Сипенёв также отличился в инновационной деятельности. Она, правда, мало связана с его непосредственными обязанностями, но от того не менее полезна заводу.

рац2.jpg

На ШААЗе внедрена система раздельного накопления и утилизации отходов. В прессовом производстве, как и во всех цехах предприятия, мусор сортируется: бумага в один мешок, полиэтилен — в другой, пластик — в третий. Павел Сипенёв заметил, что мешки, в которые складывается мусор, неудобны в транспортировке. В процессе перевозки мусор часто вываливается, да и сами мешки получаются огромными. Тогда он предложил делать мусор более компактным — сминать его в небольшие кубики-брикеты. Благо в цехе имеется соответствующее оборудование — пресс-брикет, на котором это проделывают с металлической стружкой. Уж если с ней он справляется, то с бумагой, картоном и плёнкой подавно. Так и вышло. Сейчас все отходы цеха проходят операцию брикетирования.

Морока с ударной розеткой
Электрогазосваршик цеха модернизации тепловозов Андрей Марамыгин за последний год оформил три инновационных предложения. Одно из них - приспособление для монтажа ударной розетки к тепловозу ТЭМ2-УГМК.

рац3.jpg

- Смекалка — это национальная черта нашего характера, я считаю, - улыбается Андрей Афанасьевич. - Если нужно сделать что-то трудоёмкое, то всегда хочется сделать это проще, но с тем же результатом. Идей-то много, главное, не лениться их воплощать!

Для автоматического соединения нескольких единиц подвижного состава и удержания их на расстоянии друг от друга применяется так называемая автосцепка. Она должна быть очень надёжна, поэтому её установка к раме тепловоза — трудоёмкая задача. Один из элементов автосцепки называется ударной розеткой. Это довольно внушительная и тяжёлая деталь, которую необходимо приварить к раме тепловоза.

- Ох, и мороки было с этой розеткой! - вспоминает Андрей Марамыгин. - Для того, чтобы приварить её к тепловозной раме, необходимо сначала тщательно выставить розетку на определённом расстоянии по отношению к другим деталям. К тому же допуски тут небольшие, в пределах 3 мм, точность монтажа нужна довольно высокая. И тогда я решил сделать очень простое приспособление. При помощи пары крепких винтов оно легко крепится к раме тепловоза, на него сверху кладётся розетка, выставляется по планке и линейке, после чего поджимается двумя другими винтами. Всё! Остаётся только «прихватить» деталь сваркой, потом снять приспособление и уже более тщательно приварить её к раме.

По словам сварщика, простейшее приспособление делает работу более комфортной, качественной и при этом существенно экономит время монтажа. Вот только подходит приспособление исключительно для тепловоза ТЭМ2. Для других машин предполагается использовать альтернативные решения, и Андрей Марамыгин признался, что уже работает над этим вопросом.