МЕНЮ
Карта сайта
RU
EN

Дело жизни

08.05.2019 / Исеть

В декабре 2019 года ветерану Шадринского автоагрегатного завода, труженику тыла Николаю Фёдоровичу Рупакову исполнится 90 лет. В интервью газете он рассказал о трудовом пути, начавшемся у 14-летнего мальчишки в цехах эвакуированного ШААЗиСа.

Родился я в деревне Кондаково Шадринского района. Через год родители перебрались в Лысьву Пермского края, где отец работал сталеваром на металлургическом комбинате. В 1937 году семья решила вернуться на малую родину, в Шадринске купили небольшой дом. Жизнь текла своим чередом, пока не началась война.

В 1943 году отца забрали на фронт, а я даже не успел с ним проститься - несколько месяцев жил у родственников в деревне. Так в 14 лет детство закончилось. У мамы остались я и маленький брат, семью нужно было кормить. И я устроился учеником слесаря на электростанцию, которая обеспечивала энергией эвакуированные в Шадринск цеха Московского автозавода. Находилась она от ШААЗиСа на другом конце города, имела поначалу мощность всего 1000 киловатт, правда, к 1943 году с запуском третьего котла мощность станции поднялась уже до 3200 киловатт. Для экономии угля заводские котельные работали на торфе, который заготавливали на торфоразработках в селе Могильном, ныне Глубоком. Я же был занят на слесарных работах: помогал ремонтировать насосы, форсунки, выполнял любые поручения, потому что было интересно. На станции я слесарил семь лет, пока в 1949 году не ушёл в армию.

Служил неподалёку от Майкопа, в так называемом горно-вьючном артиллерийском полку. Почему горно-вьючном? Потому что основной нашей тягловой силой в горах были лошади и ослы, на которых мы грузили артиллерийские орудия. Однако в этой батарее задержался недолго, через полгода меня перевели в оружейную мастерскую, где я мог заняться любимым делом - вместе с другими слесарями ремонтировать различные орудия.
После демобилизации в 1952 году я пришёл работать на ШААЗ в недавно организованный на основной территории цех №4. Но вскоре его расформировали, и я перешёл на спиртзавод, где проработал больше двадцати лет.

На автоагрегатный завод вернулся уже в 1978 году, слесарем-инструментальщиком в цех №8, где изготовляли отопители для салонов автомобилей. Начальником тогда был Михаил Бажутин. Моей основной задачей был ремонт штампов. На пенсию по возрасту я вышел в 1989 году, но продолжал работать вплоть до 2000 года.

Мой общий рабочий стаж 57 лет, столько же у моей супруги Раисы Ивановны. Она моя ровесница, тоже начала работать в 14 лет и всю жизнь посвятила фабрике им. Володарского. А вот другие члены семьи связаны с ШААЗом. Около двадцати лет отработал слесарем энергоцеха на компрессорной станции сын Владимир. Его жена тоже долгие годы трудилась на автоагрегатном заводе, вышла на пенсию из производства отопителей и топливной аппаратуры в конце прошлого года. Несколько лет работала на ШААЗе и их дочь, моя внучка Светлана.